Proceedings of ISP RAS


Dynamic analysis of ARM ELF shared libraries using static binary instrumentation

M.K. Ermakov (ISP RAS, Moscow)
S.P. Vartanov (ISP RAS, Moscow)

Abstract

Dynamic program analysis is a prominent approach towards software quality control allowing to perform automatic profiling, defect detection and other activities during software development. In this paper we focus on static binary code instrumentation – a technique to automatically modify program executable code in order to extract data necessary for dynamic analysis. We discuss the key features of this technique within context of dynamic analysis and propose a method to perform static binary code instrumentation for ELF executable and shared library files specifically targeting the ARM architecture.
We describe the main steps of the proposed method including the following: instrumentation specification and target code parsing, executable instrumentation code generation and finally target executable code file modification in order to insert instrumentation code and ensure that control transfer from original code to instrumentation code and vice versa will happen at runtime.
Executable code file modification is performed within bounds of ARM ELF specifications and is designed to minimize the changes introduced in actual executable code blocks. Instrumentation code is appended to target files as a set of separate sections; we implement control transfer to instrumentation code through unconditional jump instructions which replace small blocks of original instructions at instrumentation points. In order to preserve the original functionality we wrap instrumentation code blocks with instructions that save and restore program state; additionally, instructions replaced at instrumentation points are transferred to the instrumentation code blocks. We also describe a set of modifications performed in order to introduce instrumentation code external dependencies to the target executable files.
The proposed method was implemented in an instrumentation framework. We provide a brief overview of practical experiments using basic block counting and function entry/exit tracing as base instrumentation applications. The results show better performance in comparison to popular dynamic instrumentation framework Valgrind and low overhead for system-wide tracking of native Android libraries.

Keywords

static binary instrumentation, dynamic analysis, ARM architecture, ELF format, Android

Edition

Proceedings of the Institute for System Programming, vol. 27, issue 1, 2015, pp. 5-24.

ISSN 2220-6426 (Online), ISSN 2079-8156 (Print).

DOI: 10.15514/ISPRAS-2015-27(1)-1

Full text of the paper in pdf (in Russian) Back to the contents of the volume

Сборники трудов ИСП РАН


Применение статической бинарной инструментации с целью проведения динамического анализа программ для платформы ARM

М.К. Ермаков (ИСП РАН, Москва)
С.П. Вартанов (ИСП РАН, Москва)

Аннотация

В настоящее время динамический анализ программ активно используется для контроля качества программных продуктов, задач профилирования и поиска уязвимостей. В данной работе рассматриваются особенности одного из методов обработки кода программы в рамках динамического анализа — статической инструментации ис-полняемого кода, подразумевающей предварительное изменение исполняемых файлов или файлов динамических библиотек. Предлагается метод статической инструментации, позволяющий обрабатывать файлы исполняемого кода в формате ELF для архитектуры ARM.
Предлагаемый метод включает возможности настройки инструментации с помощью пользовательских спецификаций, задающих точки внедрения кода и необходимый внедряемый код. В статье описываются основные шаги метода: обработка пользова-тельских спецификаций, разбор кода программы и создание блоков инструментацион-ного кода по числу точек инструментации, внедрение блоков инструментационного кода в программу, модификация кода программы с целью осуществления передачи управления на инструментационный код во время выполнения программы.
Модификация файлов исполняемого кода программы проводится в рамках ограничений, накладываемых спецификациями формата ARM ELF — распределение кода, данных и управляющей информации по секциям и сегментам, обрабатываемым динамическим загрузчиком операционной системы, и дополнительными внешними и внутренними зависимостями между секциями, порождаемыми во время генерации исполняемого кода. Непосредственный метод инструментации включает замену блоков инструкций в точках инструментации на инструкции безусловного перехода на соответствующий блок инструментационного кода и перенос заменённых инструкций в блок инструментационного кода для сохранения исходной функциональности программы. Для поддержания корректности работы в блок инструментационного кода также добавляются инструкции сохранения и восстановления состояния и инструкция безусловного перехода для возврата управления после выполнения инструментационного кода. Дополнительно в статье описываются модификации, направленные на добавление информации о внешних символах, используемых в инструментационном коде. Данные модификации необходимы для поддержания корректности работы динамического загрузчика на этапе разрешения внешних зависимостей.
В статье приведены результаты практических экспериментов по применению разрабо-танной программной системы, реализующей предлагаемый метод. На примере задачи подсчёта базовых блоков разработанная система показала более высокую производи-тельность по сравнению с распространённым средством инструментации Valgrind.

Ключевые слова

статическая бинарная инструментация; динамический анализ; архитектура ARM; формат ELF; Android

Издание

Труды Института системного программирования РАН, том 27, вып. 1, 2015, стр. 5-24.

ISSN 2220-6426 (Online), ISSN 2079-8156 (Print).

DOI: 10.15514/ISPRAS-2015-27(1)-1

Полный текст статьи в формате pdf Вернуться к содержанию тома