Сборники трудов ИСП РАН


Программные средства для организации и поддержки игровой дистанционной обучающей системы «3Ducation»

Л.С. Зеленко (СГАУ, Самара), Д.А. Конопелькин (СГАУ, Самара), В.С. Иванов (СГАУ, Самара), А.О. Григорьев (СГАУ, Самара), А.Е. Семенов (СГАУ, Самара), М.А. Савачаев (СГАУ, Самара), Е.Е. Поберёзкин (СГАУ, Самара)

Аннотация

В статье описываются назначение и возможности дистанционной обучающей системы «3Ducation», которая входит в информационное пространство школы информатики СГАУ. Также рассматриваются архитектура и структурная схема системы и описание всех входящих в него программных компонентов. Система «3Ducation» имеет клиент-серверную структуру, она состоит из большого числа подсистем, каждая из которых решает задачи, обеспечивающие поддержку работы системы и ее взаимодействия с другими системами. На серверной части установлена база данных и находится сервер приложения, на клиентской части достаточно установить небольшой плагин Unity Web Player и, используя веб-браузер, перемещаться по виртуальному пространству и просматривать страницы сайта, так как 3D-сцены виртуального мира напрямую интегрируются в HTML-страницы сайта. Серверная часть системы реализует архитектуру MVC (Model-View-Controller), в качестве протокола обмена данными по сети используется протокол TCP/IP.
Система «3Ducation» построена на двух принципах: игровом подходе и технологиях виртуальных миров. Технологии виртуальной реальности позволяют перенести процесс обучения внутрь трехмерного пространства и сделать обучающее пространство более интересным, а процесс обучения более увлекательным. Эффективную и стабильную работу системы обеспечивает игровой «движок» Unity3D (бесплатная версия). Игровой подход, с помощью которого реализуются активные методы педагогической деятельности, нацелен на повышение заинтересованности обучаемых, за счет введения соревновательного элемента (поощрения за достижения) постоянно поддерживается и даже увеличивается интерес к самостоятельному обучению. В системе реализуется возможность командной работы.
В настоящее время система «3Ducation» реализована в виде многопользовательской образовательной среды, где учащиеся могли бы совместно выполнять учебные задания, кооперируясь и общаясь между собой, в том числе используя мобильную версию системы. Система обеспечивает единый интерактивный способ доступа к информационным ресурсам как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемого, с ее помощью можно повысить эффективность приобретения знаний, умений и навыков (как индивидуальных, так и социальных).

Ключевые слова

E-learning, gaming approach, technology of virtual reality, three-dimensional space, a web application, game engine Unity3D, database

Издание

Труды Института системного программирования РАН, том 27, вып. 3, 2015, стр. 365-378.

ISSN 2220-6426 (Online), ISSN 2079-8156 (Print).

DOI: 10.15514/ISPRAS-2015-27(3)-26

Полный текст статьи в формате pdf (на английском) Вернуться к содержанию тома