Сборники трудов ИСП РАН


Модель сервиса позиционирования в метро, основанная на правилах и нечетких множествах второго типа

А.Р. Гималетдинова (ВШЭ, Москва, Россия)
К.Ю. Дегтярев (ВШЭ, Москва, Россия)

Аннотация

За последние несколько лет возник значительный интерес к мобильным приложениям, ориентированным на построение маршрутов пользователей гаджетов; в таких приложениях наряду с важной функцией навигации также возможно отправление своевременных оповещений о прибытии к заданному месту назначения. Несмотря на большой объем имеющейся информации о специфике навигационных сервисов, актуальным остается вопрос относительно точности позиционирования. В данной статье рассматривается возможный подход к решению проблемы сравнения, связанного с определением близости пользователя к конечной станции его маршрута в метро. Такая близость определяется путем подсчета разницы в координатах между текущей позицией пассажира и фиксированной точкой. С целью создания Системы Рекомендаций Маршрутов (СРМ) была применен аппарат нечеткой логики, который использует лингвистические переменные для выражения имеющейся нечеткости (неопределенности) в понимании/восприятии вербального понятия «близость к …». В работе подробно объясняется каждая переменная, используемая в системе нечеткого вывода (англ. FIS), а также представляется набор нечетких правил ЕСЛИ-ТО модели. Для проверки стабильности модели (пока имеет смысл говорить о прототипе модели как первом шаге на пути дальнейшей ее проработки и изменения), основанной на схеме логического вывода Мамдани, рассматриваются несколько тестовых экспериментов с моделью, описываются получаемые результаты. В дальнейшем, планируется разработка мобильного Android-приложения, нацеленного на построение маршрутов городского общественного транспорта с возможностью использования представленной модели при реализации функции по отправлению своевременных оповещений о приближении к пункту назначения. Следует отметить, что акцент делается на использовании в модели интервальных нечетких множеств второго типа (англ. IT2FS), которые привлекают значительное внимание исследователей в настоящее время. Значимость задачи разработки подобных моделей определяется, в первую очередь, необходимостью адекватного учета тех факторов, которые по своей сути являются нечеткими (неопределенными). Данная работа, по мнению авторов, может помочь в продолжении и развитии исследований, связанных с этой же или подобными темами.

Ключевые слова

сервис для позиционирования; мобильные приложения; нечеткое моделирование; GPS; WiFi; мобильные сети; общественный транспорт; интервальные нечеткие множества второго типа; система нечеткого вывода; нечеткость; неточность

Издание

Труды Института системного программирования РАН, том 29, вып. 4, 2017, стр. 87-106.

ISSN 2220-6426 (Online), ISSN 2079-8156 (Print).

DOI: 10.15514/ISPRAS-2017-29(4)-6

Полный текст статьи в формате pdf (на английском) Вернуться к содержанию тома