Новости
Новости ИСП РАН
Кадровая политика по «физтеховской» модели
Кадровая база – самое слабое место любой отрасли. Стремительно развивающиеся технологии, меняющиеся быстрее, чем учебные планы, утраченные в годы распада СССР связи между учебными и исследовательскими институтами, не говоря уже о связях первых и вторых с производством, – вот те препятствия, которые неизбежно встают на пути роста и процветания, наносят удар по мечтам о конкурентоспособности и перспективах на рынке. Это традиционные и пока что неизлечимые болезни российской экономики. Между тем выход из этой ситуации известен уже давно, еще с советских времен. Это так называемая модель физтеха, опыт создания структуры, включающей в себя образовательный, научный и производственный процессы.
Пример внедрения такой модели сегодня можно найти и в ИТ-сфере. Думается, никому не нужно рассказывать, что эта отрасль в России была практически лишена возможности развития в 1990-е в результате «утечки мозгов» на Запад. Однако на Первой научно-практической конференции ИСП РАН, прошедшей в декабре минувшего года, можно было наблюдать картину, полностью противоположную. Картину настоящего, подлинного торжества отечественной ИТ-отрасли. И речь идет даже не только и не столько о программных продуктах высочайшего уровня, представленных гостям конференции, хотя многие из этих разработок и технологий производили впечатление фантастическое. Скорее здесь нужно вести речь о кадровой базе российского программирования, о том, сколько молодых ученых выступало на конференции. О том, что Институту системного программирования удалось не только сохранить кадровую базу, но и наладить ее расширение и воспроизводство. Причем, похоже, гостей это поразило не меньше, чем показанные им ИТ-новинки.
«Очень большая команда воспитана, – отметил по итогам конференции Марат Гуриев, GR-директор российского офиса Samsung. – Очень хороший коллектив, который пережил все искусы тяжелых времен и представляет собой первоклассный по мировым меркам коллектив. Первоклассный!»
«Я думаю, они очень умные, – вторит ему Чул Джо Ким, представитель Software Research Centre Samsung. – Я думаю, что инженеры ИСП РАН одни из лучших в мире».
Удивительно в этой ситуации то, что ИСП РАН был основан в самое нестабильное и тревожное время за последние четверть века – в 1994 году. Забота о формировании кадровой базы и, более того, о генерации новых кадров для отрасли выглядела на ту пору делом странным, поскольку делать какие бы то ни было прогнозы на будущее далее, чем на месяц вперед, было просто невозможно. Однако основатель Института – академик Виктор Иванников с самого начала взял курс на развитие по классической «физтеховской» модели.
Первое десятилетие после создания Института было самым тяжелым: речь шла буквально о выживании, о сохранении научной школы, сохранении способности к воспроизводству кадров высшей квалификации. 1990-е стали эпохой непросто упадка экономики, это было время распада и деструкции. «Утечка мозгов» среди представителей высокотехнологичных отраслей была настолько велика, что за тот период почти полностью – до 80% – сменился состав сотрудников института. И тем не менее ИСП РАН не только сохранил основные направления исследований, но и создал заделы для дальнейшего развития. Именно тогда были созданы новые технологии верификации ПО, проведены фундаментальные исследования по технологиям анализа ПО на выявление уязвимостей безопасности и так далее. И именно в этот период сложилась существующая сегодня система подготовки новых кадров для института.
«Я был одним из первых студентов новой кафедры системного программирования МФТИ, созданной на базе ИСП РАН, – вспоминает Владимир Рубанов, бывший студент кафедры, а ныне вице-президент Parallels и управляющий директор компании «Росплатформа», – Виктор Петрович Иванников был моим научным руководителем по диплому, впоследствии – по диссертации. Самое примечательное – с первых дней обучение на кафедре переплеталось с практической работой в реальных проектах с живыми заказчиками в лице передовых технологических компаний мира. Руководством Института поощрялась работа именно на мировом «переднем крае» по своей специализации начиная от публикаций и выступлений на ведущих международных конференциях до работы с лидерами индустрии в рамках совместных проектов. Виктор Петрович говорил очень просто: «Нужно быть лучшим в мире по своей теме, а для этого нужно общаться случшими». И в ИСП РАН эта модель отлично работала».
Именно созданной в этот период системе Институт обязан своим дальнейшим процветанием в последующие годы, когда экономическая ситуация в стране начала меняться и на рынке труда началась настоящая «борьба за головы» – за человеческие ресурсы в отрасли, подстегиваемая ростом конкуренции со стороны отечественных высокотехнологичных компаний: ABBYY, 1C, Яндекса, Mail.ru, Acronis, «Лаборатории Касперского» и других.
К этому времени на фоне значительного увеличения объема работ с отечественными организациями, направленных на технологическую независимость, вырос и престиж профессии в частности и отрасли в целом. В результате число сотрудников ИСП РАН, вовлеченных в образовательную деятельность, увеличилось более чем в два раза, было разработано свыше 10 новых учебных курсов и значительно переработаны существующие.
Надо отметить, что фактическое финансирование всех этих работ ведется за счет Института. При этом с учетом высокого приоритета образовательной деятельности, стремясь повысить эффективность учебных курсов, наряду с сотрудниками института, официально участвующими в преподавании, руководство ИСП РАН привлекает к этой деятельности примерно столько же дополнительных «внешних» сотрудников.
«Физтеховская» модель работы института, нацеленная на образование через исследование, на интеграцию с индустрией, показала себя успешной еще в советские времена, а практика нашей работы в последние два десятилетия показала ее действенность и в условиях рыночной экономики, – говорит Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН. – Все это время мы развивались именно в этой парадигме, в результате чего институт заработал прочную и достойную репутацию как в России, так и за ее пределами. Одни из основных ее компонентов – генерация и сохранение кадров, причем кадров высшей квалификации, способных обеспечить создание и ускоренное внедрение новых технологий. Основная цель такого подхода – решение проблемы разрыва между образованием и промышленностью. Особенность модели развития ИСП РАН – нацеленность на инновации как ключевой механизм удержания передовых позиций в науке и в подготовке кадров, создание экосистемы, обеспечивающей постоянную генерацию инноваций в области системного программирования».
Как же работает эта экосистема? Один из важнейших и необходимых ее компонентов – образовательная деятельность, а это значит собственная аспирантура и интеграция ИСП РАН с ведущими вузами: с кафедрой системного программирования на факультете ВМиК МГУ, такая же кафедра в МФТИ на факультете ФУПМ, лаборатория системного программирования на факультете компьютерных наук ВШЭ. Каждый год на эти кафедры в институт приходят 40-50 студентов.
В первый год обучения в ИСП РАН (третий курс) они начинают слушать дополнительные лекции специалистов института, посещать спецсеминары и знакомиться с исследовательской тематикой по научным направлениям. Причем не просто знакомиться, а вовлекаться в реальные проекты. Во второй год обучения студенты уже вовсю участвуют в научных работах, а к пятому-шестому курсу университета (то есть на третьем-четвертом году обучения в ИСП РАН) многие из них имеют научные публикации и уже становятся реальными специалистами по системному программированию в своей области исследований.
Для тех, кто поступает в аспирантуру, годы учебы – это одновременно накопление практического опыта и изучение новых технологий. Кроме того, аспиранты активно вовлекаются в процессы обучения. Они ведут семинарские и практические занятия со студентами, руководят подготовкой курсовых и дипломных работ. Накопив такой опыт, выпускник аспирантуры, как правило, становится руководителем небольшой исследовательской группы.
Это очень серьезная мотивация, привлекающая молодых специалистов в созданную Институтом экосистему. Исследовательская работа подразумевает, что научная проблема или задача, которую предстоит решить, является настоящим вызовом, она требует не только владения самыми передовыми технологиями, но и выхода за границы известных методов решений подобных задач.
Кроме того, настоящее научное исследование подразумевает открытость научного результата и «видимость» его автора. Для ИСП РАН открытость результатов исследования, в частности активное использование возможностей модели открытого программного кода, является одновременно и стимулом к работе, и инструментом продвижения как Института, так и технологий, которые в нем разрабатываются. Открытость приводит к тому, что каждый молодой исследователь, даже если он работает в большом коллективе, «виден» в международном сообществе ИТ-специалистов. Его вклад, его репутация – это его капитал, а Институт делает все возможное, чтобы этот капитал рос максимально быстро.
Постепенно созданная в рамках института экосистема становится достоянием не только ИСП РАН. В последние годы под научным руководством ИСП РАН были созданы две лаборатории, по образу и подобию действующих в институте, на базе других организаций – Ереванского государственного университета и Университета имени Ярослава Мудрого в Великом Новгороде. Их сотрудники выполняют совместные с ИСП РАН промышленные и исследовательские проекты, образуя распределенную среду разработки и исследований, работают над совместными публикациями и выступлениями на конференциях, читают современные курсы в своих университетах, молодые специалисты лабораторий проходят в ИСП РАН очную стажировку, в том числе семестровые стажировки для подготовки бакалаврских и магистерских дипломных работ.
Помимо этого Институт ведет большое число научных и образовательных программ в тесной кооперации с ведущими российскими и зарубежными научными и университетскими центрами, в частности с университетами Кембриджа, Карнеги-Меллон, INRIA, Пассау и другими.
Существующая модель Института обеспечивает создание долгосрочных отношений с ведущими исследовательскими организациями – университетами, исследовательскими группами крупных частных компаний – по конкретным направлениям исследований.
Долговременные отношения чрезвычайно важны для образования в сфере системного программирования: несмотря на всю инновационность, эта область знаний очень консервативна.
Таким образом, созданная в институте экосистема обеспечивает сегодня системную ускоренную подготовку и отбор молодых специалистов высшей квалификации как за счет реальной исследовательской работы, так и в результате достаточного уровня финансирования. Это, во-первых, дает возможность решать задачу обеспечения стабильного, поступательного развития коллектива ИСП РАН, а во-вторых, создает кадровый задел для ИТ-отрасли России в целом.
В заключение необходимо отметить, что с нуля, без определенного задела и в первую очередь профессиональной репутации, создание такой экосистемы крайне затруднительно, а может, и невозможно. Ядром созданной экосистемы являлась и является научная школа, которая создавалась в 60-70 годы еще в ИТМиВТ при поддержке академика Лебедева на базе разработок системного ПО для отечественных вычислительных систем. Институт системного программирования РАН, созданный в 1994 году, фактически стал организационной формой этой научной школы.
«Можно иметь замечательную модель развития, но не суметь ее реализовать, если за ней нет соответствующей движущей силы, – отмечает Арутюн Аветисян. – Двигатель – это люди, команда. Двигатель – это личность и авторитет руководителя. Поэтому все, чего мы достигли, – это результат многолетней работы единомышленников. Виктор Петрович Иванников, сплотивший вокруг себя команду ИСП РАН, был человеком целеустремленным, постоянно нацеленным на работу, и во многом именно его личность, его энергия определяли развитие Института. Мы будем придерживаться заданного им вектора движения, будем продолжать строить Институт, делать его еще сильнее».
Что же в итоге? А в итоге мы видим, что «физтеховская» модель в Институте оказалась жизнеспособной и может быть принята за образец для реализации в других отраслях. Курс на научно-производственные объединения, о котором много говорят, – стремление к налаживанию не просто связей между образовательной, научной и производственной деятельностью, а созданию жестких отраслевых «спаек» – оказался действительно перспективным. Как видно на примере ИСП РАН, на него можно и даже следует опираться.
Источник: Системный администратор